Общение с пациентами в социальных сетях: юридические правила
Динамичность жизни диктует свои правила. Мы все живем отчасти в виртуальной реальности, откуда черпаем максимум информации в облегченной форме.
Соцсети – один из наиболее удобных каналов привлечения пациентов, формирования их лояльного отношения, подтверждения врачебной экспертности.
Но у активного ведения социальной сети есть также и обратная сторона – это нарушение элементарных юридических норм и правил, которые могут повлечь прямые финансовые убытки.
О чем важно помнить, если вы являетесь врачом-блоггером?
1. Никогда не забывайте про врачебную тайну.
Она в пространстве врачебного блога повсюду: комментарии, контент, кейсы, фото и видеоматериал с эффектами «до» и «после».
Основное правило: ответы пациенту на вопросы, касательно даты и времени приема, диагноза, корректировки лечения НИКОГА нельзя выносить в пространство комментирования постов.
Только личные сообщения, да и тут я бы поостереглась в формулировках, ведь на другом конце сети может быть далеко не пациент лично, а его друг/родственник/враг, который получил доступ к конфиденциальной информации.
Если вы ведете блог с использованием фото пациентов (уверена, что с разрешения), то такое разрешение должно быть сделано письменно, чтобы пациент далее не мог бы отказаться от этих соглашений.
Даже часть тела, по которой, как вам кажется, невозможно понять, кто ваш пациент, может быть явным признаком конкретной личности, ее биометрическими данными.
Например, один из врачей отделения детской реанимации был привлечен к ответственности, поскольку опубликовал на своей стене в ВК видео ребенка мужского пола. Ребенка можно было идентифицировать по половой принадлежности, по возрасту, хоть и фамилию-имя назвать невозможно, а вот получить видео, кроме как с использованием служебного положения тоже нельзя.
Аналогично истории врача, который снимает в коридоре, а в кадр попадают пациенты в очереди.
2. Помните про авторский контент
Музыка, картинки, видеозаписи, даже мемы, которые мы скачиваем из недр всеобщей Паутины кому-то принадлежат.
И если вы просто скачали их из сервиса Яндекс.Картинки, то это далеко не означает, что владелец не предъявит к вам иск. Цена вопроса может варьироваться от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.
Выходов несколько: авторский материал (даже фото), либо получение материалов из бесплатных источников (стоков фото, видео), которых сейчас в доступе предостаточно.
Кстати, у них тоже часто бывают акции, когда вы сможете скачать дорогие авторские материалы абсолютно бесплатно.
3. Онлайн-консультации
Логично, что пациенты захотят обратиться к вам, как к профессионалу удаленно, не имея возможности приехать лично на примем.
Что надо помнить?
Онлайн-консультации по медицинским вопросам могут оказываться только по правилам Порядка оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий, утв. Приказом Минздрава РФ № 965н от 30.11.2017 г.
Все, что выходит за его рамки – не совсем онлайн-консультации, и давать их надо максимально аккуратно.
4. Соблюдайте правила рекламирования
Конечно, задача любого блога, в том числе и врачебного, – найти как можно больше подписчиков и как результат пациентов.
А для этого мы прибегаем к рекламе: таргетинговой, рекламе у блоггеров.
Важно помнить, что в отношении рекламы в РФ необходимо строго соблюдать правила Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г «О рекламе».
К примеру, нельзя рекламировать аборты, некорректно сравнивать себя и конкурентов, иметь сходство с дорожными знаками, говорить об одобрении вашей деятельности органов госвласти и т.д.
Кроме того, имеются правила социальных сетей, в которых вы ведете блог, и их также надо соблюдать, иначе блокировка может привести к потере денег, времени и усилий, на них потраченных.
Хорошая новость в том, что в случае с таргетинговой рекламы соцсеть не пропускают запрещенные варианты изначально, и вам вряд ли будет грозить штраф.
Например, демонстрацию шприца косметолога, который делает что-то пациенту не подойдет как рекламный контент большинства соцсетей, потому что будет восприниматься автоматизированными системами как контент «наркомания».
Адвокат, член адвокатской палаты Московской области, член правления СРО Национальной Ассоциации медицинских организаций, г.Москва
в Академии доктора!